Война в истории моей семьи.
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне я хочу рассказать о моих дедушке и бабушке - Николае Васильевиче и Александре Петровне Ситковых.
Дедушка участвовал ещё в советско-финской войне. Весной 1940 года вернулся домой, где его ждали жена и пятеро детей. Но мирная жизнь была недолгой.
Началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года дедушка и бабушка вспоминали, как самый страшный день в их жизни. Дед заплакал, так как уже воевал и знал, что это такое. Горе бабушке трудно высказать словами. Ведь у них были маленькие дети, и бабушка была на пятом месяце беременности.
В первые дни Великой Отечественной дед был призван в армию. Он не любил вспоминать о страшных годах его молодости. Из редких его рассказов в моей памяти остались только два эпизода.
Их часть попала в окружение. Они были в какой-то деревне, куда пришли немцы. Местные жители спрятали наших солдат в сарае в сене. Немцы зашли в этот сарай и штыками протыкали сено. «Страху натерпелись!» - вспоминал дед.
Второй рассказ был о том, как они вели пленных немецких солдат, которые были обуты в хорошие хромовые сапоги, а на ногах наших солдат были обмотки. «Мы с такой завистью смотрели на их сапоги, что они побоялись, как бы мы их не отняли. Во время передышки немцы разрезали свои сапоги на ленты».
В самом конце войны дед был ранен в голову. Лежал в госпитале в Праге. Затем был переведён в Австрию. В ноябре 1945 года был выписан из госпиталя в часть. В декабре победного года был демобилизован.
Мой дед Николай Васильевич Ситков был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией».
Непросто пришлось бабушке. Она осталась с пятерыми детьми, а в октябре 1941-го родила шестого ребёнка. Старшей дочери Гале (моей маме) в то время было 12 лет. Но не в характере бабушки было лить слезы, ждать от кого-то помощи. Жили в городе Вязники, своего хозяйства не было. Бабушка, старшие дочери и сын вязали варежки и носки и отправляли их на фронт. Возили на кирпичном заводе вагонетки с глиной, работали на лесоповале, на торфопредприятии.
Для того чтобы как-то прокормиться, собирали в поле мороженую картошку и перетирали её в крахмал, из которого потом пекли лепёшки. В поле собирали оставшиеся колоски. 12-летняя мама ходила в лес и приносила вязанки дров, чтобы было чем топить печку. Всю работу по дому делали дети: надо было и небольшой огородик обиходить, и воды натаскать. Летом спасал лес, где собирали грибы и ягоды, а потом продавали их, чтобы на вырученные деньги купить хлеба для семьи. Вместо конфет и сахара ели сушеную свёклу.
Ещё тяжелее было со школой. Хорошо, что она была рядом. Валенки были одни на двоих. Вот и смотрели в окно, ждали, когда из школы с первой смены брат или сестра придут, чтобы взять у них валенки и бежать на учёбу во вторую смену. Тетрадей не было, писали на старых газетах между строчек. Одежду донашивали за старшими братьями и сёстрами, изношенную до дыр. Вот такое детство было у детей военного времени. После войны в 1949 году у бабушки с дедушкой родилась седьмая дочь.
Дай Бог, живущим сегодня детям войны, здоровья, достойной жизни, мирного неба над головой!
А. БАСКАКОВА, председатель Вязниковской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры.