30 мая 2017 г. областная организация Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения провела совещание с работниками юридических служб предприятий ЖКХ и председателями первичных профорганизаций.
В ходе заседания, которое вела председатель областной профорганизации И.Д. Меркулова, рассматривался вопрос, касающийся плюсов и минусов Федерального закона №44-ФЗ. С информацией на эту тему выступила С.В. Фабион, юрист МУП «АЭС», г. Александров.
С начала этого года государственные, муниципальные унитарные предприятия перешли на режим закупок по ФЗ №44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако на практике оказалось, что данный закон в силу ряда причин неприменим для данных организаций. В частности, цели закупок, указанные в нём, не соответствуют целям, которыми руководствуются унитарные предприятия (далее - УП), созданные в сфере ЖКХ и ряда других отраслей; УП теперь обязаны провести обучение специалистов, что повлекло рост незапланированных расходов, не включённых в тарифы ЖКХ; УП лишаются возможности изменить условия заключённого контракта более чем на 10%, что тормозит проведение закупок.
Кроме того, 44-й закон противоречит Жилищному кодексу, ФЗ «Об электроэнергетике», «О водоснабжении и водоотведении» и ряду других специальных законов.
Участники совещания подготовили предложения о внесении изменения в ФЗ №44 - дополнительного абзаца в часть 2.1 статьи 15 закона.
По итогам совещания областная профорганизация совместно с региональным Союзом коммунальных предприятий подготовили Обращения к председателю Законодательного Собрания области В.Н. Киселёву и председателю Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевскому с просьбой довести до Государственной Думы предложения о внесении изменений и дополнений в ФЗ №44.
Председателю общероссийского профсоюза
работников жизнеобеспечения
Василевскому А.Д.
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Владимирская областная организация общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и Отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий Владимирской области» просит Вас рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 44-ФЗ) по следующим основаниям.
С 1 января 2017 года государственные, муниципальные унитарные предприятия (далее - унитарные предприятия) перешли на режим закупок по Закону № 44-ФЗ. Однако следует отметить, что на практике в силу ряда причин вышеуказанный Закон неприменим для данных организаций.
Во-первых, в соответствие со статьей 13 Закона № 44-ФЗ целями закупок являются:
«…1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.».
Тем не менее, унитарные предприятия в основной своей массе совершенно не руководствуются этими целями, поскольку созданы в сфере ЖКХ, транспорта, строительства, медицинского снабжения и решают конкретные социально значимые задачи. Унитарные предприятия являются коммерческими структурами и осуществляют предпринимательскую деятельность за счет собственных оборотных средств.
Во-вторых, переход под сферу Закона № 44-ФЗ обязал унитарные предприятия провести обучение специалистов, контрактных управляющих, сотрудников контрактных служб, что повлекло рост незапланированных расходов, не включенных в тарифы ЖКХ.
В-третьих, унитарные предприятия лишаются возможности изменить условия заключенного контракта более чем на 10%, так как в Законе № 44-ФЗ четко прописано изменение объема товаров, работ, услуг лишь на 10% от первоначального объема. Таким образом, если при закупке того или иного товара, работы, услуги (у каждого предприятия закупка зависит от сферы деятельности) изменился спрос и количество более чем на 10% по обстоятельствам, независящим от предприятия, то предприятие лишается возможности быстро провести закупку товаров, работ, услуг в необходимом количестве. Унитарные предприятия снова вынуждены проводить долгую процедуру закупки, на которую уходит не менее 2-х месяцев по Закону № 44-ФЗ.
В-четвертых, средства от приносящей доход деятельности, заработанные бюджетными учреждениями, могут расходоваться в режиме Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а таким же образом заработанные средства унитарными предприятиями должны расходоваться исключительно по Закону № 44-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ противоречит специальным законам (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и ряд других законов) и затрудняет их исполнение, а иногда делает исполнение невозможным. Как, например, Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изменениями и дополнениями) предусматривает исполнение решений Общего собрания собственников по выполнению тех или иных работ и заключение договоров с конкретными исполнителями (ст. 44-48, ст. 162 Жилищного кодекса РФ), а по Закону № 44-ФЗ данные требования невыполнимы.
На основании вышеизложенного, Владимирская областная организация общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения и Отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий Владимирской области» предлагает внести изменения и дополнения в Закон № 44-ФЗ следующего содержания: дополнить часть 2.1. статьи 15 Закона № 44-ФЗ абзацем:
«…3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).».
Уважаемый Александр Дмитриевич!
Для обсуждения конкретных действий и решений по Закону № 44-ФЗ убедительно просим Вас организовать совместную с Вами встречу и с Депутатом Государственной Думы Галиной Петровной Хованской, поскольку оставление этих вопросов без внимания, равно как и не решение их, приводит к разорению и банкротству унитарных предприятий сферы жизнеобеспечения.
С уважением,
Председатель областной
организации профсоюза И.Д.Меркулова
Президент Отраслевого объединения
работодателей «Союз коммунальных
предприятий Владимирской области» А.А.Анисимцев