Изменение норм выплаты пособий, а по сути, снижение их размеров предлагается буквально после вступления в силу федеральных законов № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, закрепивших переход системы социальной защиты работника на страховые принципы, в соответствии с которыми бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на период 2011-2012 годов позиционировался сбалансированным и по доходам, и по расходам. В этой ситуации аргументацию нововведений в связи с бюджетным дефицитом Фонда профсоюзы рассматривают не иначе, как просчеты в бюджетной и тарифной политике системы обязательного социального страхования.
В очередной раз новации проводятся через бюджетное законодательство и только затем оформляются в виде поправок в законы по конкретному виду социального страхования, принимаемых в силу процедурных причин позже, фактически подгоняя нормы к планируемому объему финансирования.
ФНПР неоднократно указывала, что вопросы тарифной политики и установления норм обеспечения пособиями должны быть предметом договоренности сторон социального партнерства. Национальное законодательство о социальном страховании должно опираться на международные нормы, предусматривающие актуарное обоснование тарифов страховых взносов. Базой для этого должна стать ратификация Конвенции № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения».
ФНПР считает порочной проторенную федеральными органами исполнительной власти практику пересмотра норм страхового обеспечения без предварительной проработки с социальными партнерами. Провал эксперимента с единым социальным налогом, который привел систему обязательного социального страхования к разбалансированности и кризису, не стал уроком для чиновников в их решимости продолжения в одностороннем порядке политики «оптимизации социальных расходов» за счет работающих граждан.
ФНПР призывает органы власти к соблюдению конституционных требований и заявляет о несогласии с попыткой ухудшения уровня социальной защиты трудящихся путем фактического снижения норм выплаты пособия по временной нетрудоспособности.